Меню
Вход
Логин
Пароль
 
сохранить пароль
регистрация

Криминалистическая характеристика механизма легализации («отмывания») доходов, полученных преступным путем через банковскую систему

Л.А. Аненкова
З.И. Хисамова

Одним из главных факторов неблагоприятного инвестиционного климата в России, препятствующих притоку иностранных инвестиций в отечественную экономику, является отмывание денежных средств, полученных путем совершения преступлений в экономической сфере.

Термин «отмывание» денег (money laundering) впервые был использован в 80-х гг. в США применительно к доходам от наркобизнеса и обозначает процесс преобразования нелегально полученных денег в легальные деньги. Предложено много определений этого понятия. В международном праве определение легализации («отмывания») доходов от преступной деятельности было дано в Венской конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988 года.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, понимается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации1.

1 О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ [Текст]// Электрон.дан. Консультант Плюс. 2012. Режим доступа: http://www.consultant.ru.

Общественная опасность легализации заключается, прежде всего, в ее проникновении во все сферы экономической жизни общества, что приводит к перекосу в развитии отраслей производства, преобладанию потребления над производством, сужению финансового рынка, высоким темпам инфляции и, конечно, утечке капитала за рубеж, потере репутаций банков. Легализация, как правило, связана с проведением финансовых операций с наличными деньгами без оформления соответствующих документов, что не позволяет учитывать количество денежных средств, находящихся в обороте, правильно и своевременно собирать налоги, формировать государственный бюджет. Все это дезориентирует естественные структурные изменения в экономике и подрывает стабильность ее функционирования.

Отличительной особенностью легализации является то, что преступление данного типа не совершается внезапно. Оно всегда с той или иной долей тщательности готовится правонарушителем с применением определенных способов на различных стадиях подготовки и совершения преступления. Анализ следственной и судебной практики свидетельствует, что акт легализации невозможен без предварительной подготовки, изучения и оценки обстановки, создания условий, облегчающих ввод денежных средств или иного имущества в легальный оборот.

Легализация, как правило, - это длительный, протяженный во времени процесс, многоэтапное преступление. Поэтому при его расследовании необходимо устанавливать время совершения каждого из этапов (циклов) отмывания, а именно: время совершения операций по прерыванию непосредственной связи финансовых средств или иного имущества с преступлением; время маскировки следов легализации; время введения денежных средств и иного имущества, приобретенного преступным путем, в открытый оборот.

На первом этапе процесса легализации происходит преобразование преступно приобретенных другими лицами средств в иностранную валюту, ценные бумаги, золото, недвижимость. При этом широко используются подставные физические или юридические лица. Целью данного этапа является прерывание субъектом непосредственной связи легализуемых доходов с преступлением, в результате которого они получены их владельцем для воспрепятствования в дальнейшем их идентификации и конфискации со стороны государства. Среди способов, характерных для первого этапа легализации, можно назвать следующие:

1). Перечисление денег на подставных лиц. Перечисление денежных средств осуществляется главным образом на счета близких и родственников. Хотя в организованных преступных сообществах с высокой степенью организованности и жесткой внутренней дисциплиной денежные средства могут помещаться и на счета лиц, не связанных какими-то родственными отношениями с лицами, заинтересованными во временном формальном отчуждении от этих средств. Такое перемещение средств может происходить через посредников.

2). Продажа наличных денег за безналичные. Для целей реализации указанного способа создаются фирмы, занимающиеся продажей легальным предприятиям «черных» наличных денег за безналичные. В качестве владельцев и руководителей подобных фирм используются подставные лица (алкоголики, душевнобольные люди, не имеющие средств к существованию), либо фирмы регистрируются вообще по утерянным документам. Фиктивные фирмы функционируют обычно не более 3-х месяцев.

3). Многократный перевод денег на счета фирм-посредников. Данная схема легализации выглядит следующим образом. Фирма, незаконно получившая денежные средства, перечисляет их посреднику, а та, в свою очередь, следующему звену и т.д. Таким образом, на банковских счетах фирм-посредников в течение периода от нескольких дней до месяца аккумулируется крупная сумма, которая в дальнейшем переводится за границу. После выполнения подобного рода действий фирмы-посредники прекращают все операции по своим счетам. При этом фирмы всех звеньев данной цепочки являются фиктивными, зарегистрированными на подставных лиц. Передача денежных средств через свои расчетные счета осуществляется недолго, максимум в течение нескольких месяцев, для затруднения следственным органам проследить всю цепочку по передаче денег, чтобы выйти на реальных лиц, получивших деньги.

4). Платежи небольшими суммами на один банковский счет. Данный способ, как правило, совершается путем многократного зачисления средств на счет в течение дня разными лицами.

5). Смешивание на многочисленных счетах потоков легально и нелегально полученных денежных средств - обычно на предприятиях с большим наличным оборотом (фиктивные обороты).

6). Использование собственных или сторонних предприятий, декларирующих легализуемые деньги в качестве выручки. Для реализации данного способа на предприятия с большим наличным оборотом (таксопарки, рестораны, кафе, торговые точки по продаже фруктов и овощей, казино и т.д.) поступают денежные средства от преступной деятельности, которые отражаются в официальной отчетности как легальная выручка.

Вторым этапом отмывания денег является маскировка следов преступления по получению преступных доходов. На данном этапе злоумышленники стараются избавиться от основной части наличных средств и разместить их через коммерческие банки или произвести перевод таких средств за границу путем заключения зарубежных легальных контрактов.

Маскировку следов необходимо рассматривать как этап, на котором как бы законная деятельность и законные сделки помогают скрыть преступный источник получения денег. Характерной чертой данного этапа является смена статуса предмета легализации в процессе совершения преступления в целях сокрытия первоначального источника происхождения преступных доходов. В результате обрывается цепочка следов и обеспечивается анонимность имущественных ценностей. Это и является этапом процесса отмывания денег.

Для реализации второго этапа легализации характерны следующие способы:

1). Перевод наличных денежных средств в коммерческий банк. Для осуществления этого способа наличность перемещается в банк для того, чтобы впоследствии денежные средства были переведены в облигации, акции, аккредитивы, платежные поручения, а затем сняты со счетов или переведены из одного банка в другой, чтобы еще больше замести следы.

2). Перевод приобретенного за наличные деньги имущества в другие формы активов с последующей продажей. Конкретные действия по переводу денег в другие формы активов будут зависеть от того, используется в целях легализации юридическое лицо или только физическое лицо. Так, один человек в состоянии легализовать преступные доходы, приобретая, а затем перепродавая дорогие машины, яхты, и в данном случае организация обычно занимается крупными приобретениями недвижимости, пакетов акций или сырьевых товаров.

3). Электронный перевод денежных средств. Перевод средств с помощью электронной системы является одним из наиболее быстрых и широко применяемых способов маскировки следов преступления, в результате которого были получены легализуемые средства. Преимущества электронных способов, таких как скорость и частота операций, возможность переводов вне зависимости от расстояний делают их для преступников очень привлекательными.

4). Перевод средств в компании, зарегистрированные в оффшорных зонах.

В настоящее время для проведения операций второго этапа легализации большую роль играют оффшорные зоны и страны с облегченным налоговым режимом и слаборазвитой системой финансового контроля со стороны государства.

Лица, участвующие в процессе легализации с использованием оффшоров, для того чтобы вывезти из страны доходы, полученные от преступной деятельности, зачастую пользуются банками, законными компаниями или легальными предприятиями. Если удалось деньги вывезти за границу, то документы по совершенным сделкам очень сложно обнаружить, что является затруднительным для расследования данного преступления. По этой причине в настоящее время или закрываются оффшорные зоны, или усиливается международный контроль участников международной организации по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ФАТФ).

Третьим этапом процесса легализации денег является последующее включение преступных доходов в легальный гражданско-правовой оборот с целью окончательного приобретения ими видимости легального источника происхождения. Необходимость в проведении данного этапа возникает в случае, когда для успешного завершения второго этапа преступникам важно иметь в своем распоряжении убедительное объяснение о якобы законном происхождения своих средств.

Для осуществления третьего этапа легализации преступных доходов характерны следующие способы:

1). Заключение фиктивной сделки по продаже недвижимости.

2). Заключение фиктивных экспортно-импортных контрактов.

Для реализации данного способа заключаются два договора - реальный, заключаемый с легальной фирмой, и фиктивный (с завышенной суммой сделки), заключаемый с фирмой-посредником. По фиктивному договору деньги переводятся фирме-посреднику, как правило, зарегистрированной в оффшорной зоне. Разница между реальной и фиктивной ценой остается на счете фирмы-посредника в качестве комиссионных. Необходимым условием для реализации этого способа является то, что фирма, переводящая деньги, и фирма-посредник имеют одних и тех же владельцев.

3). Заключение договора процентного займа.

Особенной чертой этого способа является депонирование денег на счете зарубежной фирмы. После этого фирма дает заем или выступает гарантом по банковскому кредиту, являющемуся для покупателя легальными деньгами. В этих случаях могут создаваться целые компании-прикрытия, при помощи которых преступное предприятие может ссудить само себе собственные отмытые средства так, что данная операция внешне будет выглядеть вполне законной. Таким образом, в одном из своих обличий предприятие будет платить само себе проценты с ссуды, а в другом - указывать сумму процентов в налоговых декларациях.

Для осуществления подобного способа характерно следующее:

  • Имена фактических владельцев такого предприятия обычно скрываются.
  • Такое предприятие получает заем у легальной фирмы.
  • У компании-прикрытия, являющейся дочерней или зависимой по отношению к предприятию, берется заем на сумму, немного превышающую предыдущую.
  • Основная сумма законно полученного займа и начисленные на нее проценты выплачиваются при помощи фиктивного займа.
  • В результате извлекаются полностью легализованные деньги.

Г. Декларирование преступных доходов в качестве выигрыша в лотереи.

В этом случае преступники используют тот факт, что лотерейные билеты не оформляются на чье-то имя, следовательно, выигравший билет может быть обращен любым человеком в деньги, которые декларируются в качестве выигрыша.

Д. Заключение сделки с занижением цены.

В качестве примера можно привести операцию с приобретением недвижимости. Приобретается дом по заниженной цене. Разница с реальной рыночной ценой доплачивается «черными» деньгами. После этого декларируется производство ремонта, и здание продается по более высокой цене. В результате образуется якобы легальный доход. Для отмывания денег могут использоваться как местные, так и иностранные юридические и физические лица. Внутри страны может также отмываться иностранный капитал, особенно в тех случаях, когда страна обладает слабой системой противодействия отмыванию денег.

В настоящее время глобализация финансовых рынков постепенно стирает границы между внутренними и внешними источниками незаконного капитала, схемами его отмывания независимо от места преступления или получения дохода от незаконной деятельности.

Значительный ущерб от операций по отмыванию денег настоятельно требует принятия специальных мер на государственном уровне. Отмывание денег может привести к снижению потока финансовых ресурсов из западных стран для развития экономики России. В результате наша страна как одна из самых привлекательных регионов для вливания зарубежных инвестиций может превратиться в малоприбыльное государство.

Но имеются и существенные сдвиги, так Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», изменения в который были внесены по инициативе Росфинмониторинга в соответствии с рекомендациями «40 + 92» ФАТФ предусмотрены обязанности для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом:

2 Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), от англ. Financial Action Task Force on Money Laundering (FATF) - межправительственная организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Основным инструментом ФАТФ в реализации своего мандата являются 40 рекомендаций в сфере ПОД/ФТ, которые подвергаются ревизии в среднем один раз в пять лет, а также 9 специальных рекомендаций в сфере противодействия финансированию терроризма, которые были разработаны после событий 11 сентября 2001 года в связи с нарастающей угрозой международного терроризма (40+ 9 ). В соответствии с Резолюцией СБ ООН № 1617 (2005), являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами — членами ООН. Последние изменения в40+9 Рекомендаций ФАТФ были внесены в феврале 2012 года. // Financial Action Task Force . Annual Report 2010-2011// URL: www.fatf-gafi.org.

1) идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, и установить следующие сведения: в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения;

2) предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации выгодоприобретателей;

3) систематически обновлять информацию о клиентах, выгодоприобретателях;

4) документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами: вид операции и основания ее совершения; дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена; сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;

-наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;

-сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица;

-сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления;

-сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя;

5) предоставлять в уполномоченный орган по его письменному запросу имеющуюся у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, дополнительную информацию об операциях клиентов, объем, характер и порядок предоставления которой определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, также предоставлять информацию о движении средств по счетам (вкладам) таких клиентов в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.

В настоящее время криминальный мир получает возможность на законных основаниях использовать доходы от незаконных операций и тем самым расширять и постепенно легализовывать свою деятельность. Это приводит к росту политического влияния криминальных структур, противодействию укрепления системы регулирования и законодательства. Перечисленные тенденции свидетельствуют о глобальном характере легализации (отмывания) преступных доходов и необходимости выработки адекватных мер устранения или, по крайней мере, минимизации возможностей и лазеек, которыми пользуются преступники - « отмыватели денег». В заключении также хотелось бы отметить, что неспособность менеджмента банка эффективно противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также иной противоправной деятельности, осуществляемой недобросовестными клиентами и контрагентами и (или) служащими банка, приводит к потере деловой репутации банка в банковской среде, отличительной особенностью которой являются очень близкие взаимосвязанные корпоративные финансовые интересы. Угроза потери деловой репутации особенно разрушительна для банков, поскольку природа их бизнеса требует поддержания доверия кредиторов, вкладчиков и других финансовых партнеров, действующих на финансовом рынке. Абстрактный ущерб, нанесенный деловой репутации банка, может быть без колебаний преобразован в материальный ущерб, достигающий миллиардов евро . В условиях глобализации и интегрирования национальных финансовых систем вся мировая экономика ощущает ущерб, нанесенный банкам даже в любой отдельно взятой стране вследствие потери ими деловой репутации, размеры которого едва ли можно оценить.